»Статьи / Раскрутка и реклама / Что такое юзабилити?
»
  https://world1000.net/page.php?id=403

Автор: , Отправлено: 2008-11-04 12:08.
Как часто начинающий пользователь, путешествуя по Интернету, встречает незнакомые слова! И вот еще одно - "юзабилити"... Давайте же разберемся, что это такое и для чего служит. Тем более, что любой дизайнер обязательно должен знать это. <br />
<br />
Если говорить сухим языком, то юзабилити - это мера качества пользовательского опыта, приобретенного при взаимодействии с продуктом или системой, например, веб-сайтом, программным приложением и т.п. Как вам, понятно? Я думаю, что пока смутно...<br />
<br />
<br />
Если сказать проще, то юзабилити - это мера "дружелюбности" сайта, интерфейса программы и.т.п. Эта наука помогает сделать систему более понятной и естественной для пользователя. Если рассматривать это относительно сайта, то это значит, что пользователь, зайдя на сайт, не должен испытывать затруднений при работе: все должно быть понятно с первого взгляда, логично, продуманно, функционально. Т.е юзабилити - комбинация факторов, оказывающих влияние на восприятие пользователем системы. <br />
<br />
Юзабилити рассматривает такие факторы как:<br />
<br />
- Простота обучения: Насколько быстро пользователь сможет освоить выполнение простых задач, если до этого он никогда не видел интерфейс системы?<br />
- Эффективность использования: После того, как пользователь научился пользоваться системой, насколько быстро он сможет выполнять задачи? <br />
- Запоминаемость: Если пользователь работал ранее с системой, сколько он смог запомнить и не придется ли ему изучать систему снова?<br />
- Количество и серьезность ошибок: Как часто пользователь ошибается при работе с системой, насколько серьезны эти ошибки и как их исправить? <br />
- Субъективное удовлетворение: В какой мере пользователю нравится работать с системой?<br />
А так ли это важно?<br />
<br />
Вспомните, сколько раз вы не смогли найти нужную информацию в вебе? Даже если нашли то, что нужно, сколько потратили на это времени и сколько испытали трудностей. Так вот, по статистике, 60% пользователей не могут быстро и без затруднений найти необходимые данные в Интернете! Одной из причин этому, является несоблюдение правил юзабилити. Это все ведет к потере времени и снижению производительности труда. <br />
<br />
Forrester Research получил некоторую цифры, которые показывают, сколько теряют компании из-за плохого юзабилити сайтов. Интернет-магазины теряют порядка 50% покупателей, которые не могут найти нужный товар. Около 40% пользователей не возвращаются на сайт, с которым имели негативный опыт работы.<br />
Якоб Нильсен говорит: "Изучение поведения пользователей в вебе показывает, что они плохо воспринимают медленные сайты и сайты со сложным дизайном. Люди не хотят ждать. Также они не хотят изучать, как пользоваться домашней страницей. Не существует таких вещей, как обучение веб-сайту или инструкция по веб-сайту. Люди хотят ухватить функциональность сайта сразу же после беглого сканирования страницы, то есть за несколько секунд".<br />
<br />
<br />
Да что там цифры! Вот вы сами вспомните, как часто зайдя на сайт, просто диву даешься: "Куда это я попал???" Часто дизайнеры, в погоне за "креативностью" и "новизной дизайна", совершенно забывают о пользователе... Именно поэтому, зайдя иногда на сайт, приходиться чуть ли не help читать, чтобы врубиться: "На какую же пимпочку надо ткнуть, чтобы открылась эта гостевуха???" (Кстати, разработка кнопок для сайта это отдельный разговор)Поэтому, если у вас уже есть собственный сайт, не поленитесь, и протестируйте юзабилити вашего сайта!<br />
<br />
<br />
Поэтому, если у вас уже есть собственный сайт, не поленитесь, и протестируйте юзабилити вашего сайта!<br />
Тестируем юзабилити.<br />
<br />
Тестирование - это неотъемлемая часть процесса разработки юзабилити. В типичном тесте "подопытный" пользователь проводит какой-то стандартный набор задач с помощью прототипа разрабатываемой системы. В это время наблюдатель записывает все действия пользователя, отмечает что он говорит (иногда он ТАКОЕ говорит!!! Особенно в адрес разработчика прототипа ), какие и в чем испытывает трудности. Обычно, для достоверности, тестируют систему несколько пользователей независимо друг от друга. После этого, все полученные данные анализируются, обрабатываются и делаются выводы о необходимых изменениях. В общем, сама технология тестирования не слишком отличается от описанной в статье "Три способа улучшить юзабилити внешних поисковых серверов", так что повторять нет смысла, я думаю вы и сами все поймете.<br />
<br />
<br />
Таким образом, тестирование может включать сбор таких данных, как последовательность действий пользователя для достижения задачи, ошибки, которые делают пользователи, когда и где у пользователей возникали трудности, насколько быстро пользователи выполняют задачи и насколько им нравиться использовать продукт. Целью большинства тестов является обнаружение любых проблем, которые могут возникать у пользователя, чтобы впоследствии их решить.<br />
Как разработать сайт с хорошим юзабилити? <br />
Начало — планируем веб-сайт<br />
Для начала надо понять:<br />
- Зачем вы разрабатываете сайт <br />
- Кто должен посещать ваш сайт <br />
- Когда и зачем эти люди могут посещать сайт.<br />
Отвечая на эти вопросы, вы определите цели сайта. Конкретные цели зависят от вашей организации и аудитории сайта.<br />
Кроме того, вы должны подумать о целях юзабилити сайта. Общие цели говорят о том, что сайт должен быть:<br />
- Простым в обучении <br />
- Эффективным в использовании <br />
- Легким для запоминания при последующих посещениях <br />
- Удовлетворяющим пользователя <br />
Все цели юзабилити важны для большинства сайтов, но вы можете выделить и другие для различных ситуаций и аудиторий.<br />
Собираем данные от пользователей<br />
Так как дизайн базируется на потребностях пользователей, надо собрать данные от этих потребностях и о том, насколько существующий веб-сайт (если он есть) удовлетворяет этим потребностям. Существует несколько способов сбора данных, включая формы обратной связи, логи сервера и тестирование юзабилити существующего сайта.<br />
Разрабатываем прототип<br />
Для пользователя проще взаимодействовать с реальным существующим примером, чем рассуждать, что будет работать лучше всего. Полезные результаты могут быть получены с помощью прототипа сайта, который имеет минимум контента и вообще не имеет графики. Такой простой прототип подходит для первого цикла тестов. Прототип можно использовать для вытягивания у пользователей комментариев, и определения способности прототипа выполнять требуемые задачи. Прототипы можно делать на бумаге, в HTML или с помощью специальных средств, таких как MSVisio.<br />
<br />
Собираем, пишем и изменяем контент<br />
Вы должны размещать тот контент, который нужен пользователям сайта. Если у вас есть гора информации, посмотрите, что из нее может быть полезно и понятно пользователям. Чтение с экрана компьютера медленнее, чем чтение с бумаги, многие люди хотят быстро просканировать информацию и прочитать только некоторые маленькие кусочки. Если ваша информация разбита на длинные параграфы, надо разбить ее на маленькие кусочки с подзаголовками. Выкиньте из текста необязательные слова, используйте списки и таблицы, чтобы пользователи могли быстро найти нужную информацию.<br />
<br />
Ну и, наконец, проводим тестирование. Как это делать смотрите выше. <br />
<br />
Ну вот мы и покончили с основами. В следующий раз мы поговорим об основных правилах и тонкостях юзабилити на реальных примерах. А пока все, удачи!

Версия для печати